ИЗО студио
Дети из всего могут сделать всё.
И.В. Гёте
Творчество – это насыщенная многоликая среда развития качеств и способностей индивида. Творчество – это вид деятельности, вызванный внутренними потребностями человека в самовыражении и ориентированный на получение удовольствия и от самой деятельности, и от ее результатов. Именно через творчество ребенок выражает свое миропонимание, мироощущение, эмоции, отношение ко всему окружающему, получает огромное эмоциональное удовлетворение, развивается всесторонне и гармонично.
Творчество – это естественная для природы человека деятельность, так как именно в творчестве удовлетворяются духовные потребности и создаются новые ценности. Многие нравственные ценности, созданные человечеством в процессе творчества и имеющие многовековую историю, не утратили своей значимости до сих пор (например, философские трактаты Конфуция, картины Рафаэля, музыка Бетховена и другие).
Способность детей выражать и представлять себя через танцы, музыку, театральную деятельность и наглядное искусство – это центральный аспект творчества. Понимание и оценка искусства связаны со способностью самовыражения через искусство. Для некоторых детей это включает изучение культурных традиций общества или культурной группы.
Соответственно, педагогический процесс образовательной области «Творчество» должен быть ориентирован, в первую очередь, на формирование у детей понимания и оценки собственной культуры и культуры других народов, а также умений использовать творческие искусства, чтобы уметь выражать, представлять то, что они знают, думают, во что верят или что чувствуют. Также педагоги должны научить своих детей понимать и оценивать творческое искусство.
Педагогам предлагаются некоторые общие подходы, позволяющие взглянуть на процесс творческого развития ребенка шире:
- обеспечивайте художественное использование разнообразного материала для ежедневного творчества (акварель, мелки, коллаж-материал, бумага и т.д.);
- вовлекайте детей в разнообразные музыкальные действия на фоне его собственной национальной культуры и культуры других народов;
- обеспечивайте музыкальные действия, инструменты, пение, возможности для слушания музыки разных культур;
- создавайте возможности для появления долгосрочных художественных проектов детей;
- вовлекайте детей в создание музыкальных опытов на основе собственной и других культур (пение, танец, слушание, игры и т.д.).
Раздел «Продуктивная изобразительная деятельность» (лепка, аппликация, рисование)
Создавать ситуации и обеспечивать заданиями, где важное место занимает метод совместных действий взрослого и ребёнка. Проводить экскурсии на выставки, в музеи, на ярмарки. Знакомить с картинами известных казахстанских и других художников, со скульптурой малых форм, с керамической и глиняной посудой, изделиями из металла, кожи, войлока, учить воспринимать их содержание и красоту, яркость цветовых образов в картине, иллюстрации, народном изделии, игрушке, поощрять интерес ребенка к произведениям искусства, выяснять, что привлекает внимание детей, что нравится.
Для ознакомления с изобразительным искусством необходимо подбирать иллюстрации и картины, на которых объекты изображены крупным планом. Читать детям книги и рассматривать в них иллюстрации к произведениям детской художественной литературы, учить понимать их содержание. Беседовать о чувствах и впечатлениях ребёнка после рассматривания произведений искусства. Выделять удобное для самостоятельной изобразительной деятельности место, где дети всегда могли бы найти необходимые материалы. Создавать ситуации и обеспечивать заданиями, в которых важное место занимает метод самостоятельного творческого поиска ребёнка. Поддерживать интерес к самостоятельному творчеству, ненавязчиво и корректно руководить им.
Предоставлять возможности использования различных материалов: бумаги, красок, мелков, глины, пластилина, теста, песка, снега, природного и бросового материала. Создавать возможности для творчества при пользовании различным оборудованием (кисти, фломастеры, дощечки, стеки, подставки, салфетки, ножницы).
Моделировать совместную деятельность взрослого и ребенка по совершенствованию технических навыков в лепке, аппликации и рисовании, для развития творчества и фантазии. Побуждать творческую мысль, демонстрируя, рассматривая и обсуждая образные игрушки, живопись, скульптурные объекты, предметы изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Показывать, как использовать и преобразовывать приёмы лепки, аппликации и рисования, проявляя творчество при изображении предметов и их частей. Побуждать к стремлению творчески использовать в изобразительной деятельности мотивы декоративно-прикладного искусства казахского и других народов. Развивать творчество, используя способы совмещения в изобразительной деятельности разного материала (бумаги, красок, пластилина, глины, природного и бросового материала). Моделировать совместную творческую деятельность взрослого и детей: объединять индивидуальные работы в коллективные композиции. Приобщать к истокам культуры народов Казахстана. Создавать возможности для выбора при создании орнамента на разных предметах: розетке, в круге, полосе, в квадрате, на других формах, проявлять творчество при расположении элементов узора.
Показывать работу художников через печатные издания, эмблемы, картины и книги. Поощрять эксперименты с разнообразием художественных материалов (краска, маркеры, мелки, карандаши и другие). Моделировать совместную творческую деятельность детей с детьми других культур. Задавать вопросы, поощряющие творческое мышление ребенка. Дать возможность ребенку творить и завершать проекты по собственному желанию. Обеспечивать ежедневное творческое использование возможностей разных художественных материалов (акварели, коллажа, красок, бумаги, ножниц, клея и других). Помогать детям, на первых порах, раскладывать и убирать на место изобразительные материалы и оборудование, мыть его, чтобы учить бережному отношению к нему. Вместе с детьми и родителями оформлять выставки детского творчества. Рассматривать все детские работы, отмечать наиболее удачные только с доброжелательных позиций (у кого интересные темы, кто придумал что-то своё, новое, у кого красивое сочетание красок и т.п.). Слушать ребенка с интересом, поддерживать беседу, проявлять интерес. Понимать, что ребенок может нуждаться в необходимости дискуссий и выражении чувств.
Раздел «Музыка»
Проводить экскурсии на концерты, в театры. Знакомить детей с произведениями музыкального и театрального искусств, учить воспринимать их содержание и эстетику. Поощрять интерес ребёнка к произведениям музыкально – театрального искусства, выяснять, что привлекает внимание детей, что им нравится. Создавать ситуации и обеспечивать заданиями, где важное место занимает метод совместных действий взрослого и ребёнка. Вовлекать ребенка в разнообразные музыкальные действия (пение, слушание музыки, танец, игра на музыкальных инструментах, кукольное представление). Побуждать к стремлению творчески использовать в самостоятельной творческой музыкальной деятельности игру на различных музыкальных инструментах и с разными музыкальными игрушками.
Моделировать совместную деятельность взрослого и ребенка: водить хороводы, петь, играть, танцевать, разыгрывать сценки, показывать спектакли. Побуждать к участию в шумовом оркестре, игре на детских музыкальных инструментах. Побуждать слушать игру взрослого на разных музыкальных и шумовых инструментах: домбре, аккордеоне, металлофоне, ксилофоне и других. Поощрять желание самостоятельного исполнения несложного ритмического рисунка на треугольнике, румбе, тарелках. Создавать условия для самостоятельной творческой музыкальной деятельности, участия в концертах и театральной деятельности, инсценировках по содержанию знакомых сказок и песен, желания находиться на сцене, использовать микрофон. Побуждать ребёнка наблюдать живые музыкальные действия других детей, их танцы, с тем, чтобы ребёнок приобретал опыт и затем в самостоятельной творческой деятельности пробовал подражать их действиям.
Слушать музыку разных жанров и народов и обсуждать её характеристики. Учить узнавать и называть произведения детских композиторов, народную музыку, название программных произведений, их авторов. Читать детям книги, рассматривать иллюстрации к ним, смотреть видеофильмы и фильмы, которые рассказывают о разнообразных культурах и искусстве разных народов и эпох. Привлекать родителей и сотрудников детского сада к участию в музыкальной творческой деятельности детей.
Создавать предметную среду, стимулирующую самостоятельную музыкальную деятельность. Наполнять её детскими музыкальными, шумовыми и ударными инструментами, музыкальными игрушками, настольными музыкальными играми, картинками, различными атрибутами (ленточками, платочками, шапочками персонажей народных сказок).
Наполнять среду элементами костюмов и декораций, куклами из разных театров (теневого, пальчикового, настольного и других). Включаться в музыкальную деятельность, проявляя такт, оказывая необходимую помощь, напоминая и показывая приёмы игры, исправляя неточности в танце, песне.
Активизировать малоактивных детей, побуждая проявлять самостоятельность и собственную инициативу, стараясь не навязывать готовых решений. Создавать возможности ребёнку для самостоятельного творчества при пользовании нарядными костюмами, куклами из разных театров, элементами декораций. Создавать возможности ребёнку для самостоятельного творчества при пользовании разными национальными костюмами и предметами быта, украшениями, которые будут отличать их принадлежность к определённой культуре. Спрашивать детей, какой танец, игра, кукольный спектакль им понравились, что понравилось на празднике и почему, затем предлагать им организовать игру в праздник или кукольный театр, показать концерт. Помогать детям, на первых порах, подбирать материалы и оборудование к музыкальной деятельности, а затем убирать их на место, чтобы учить бережному отношению к ним. Способствовать выражению эмоций по отношению к результатам совместной деятельности взрослого и ребенка: хороводам, пению, игре, танцам, разыгрыванию сценок, показу спектаклей.
Преподаватель ИЗО студии: Турсунканова Гульназ Анваровна.